30.10.2023 10:07, Редакция: 30.10.2024 09:03
Новости.
Просмотров всего: 49395; сегодня: 15.

История главного города-порта Дальнего Востока России

История главного города-порта Дальнего Востока России

Сегодня, кроме краеведов и историков, мало кто знает, что город Владивосток на протяжении многих лет стоял на распутье, мучаясь вопросом: быть ему главным городом-портом на Тихоокеанском побережье России или не быть? И вполне могло статься так, что функции Владивостока могли быть возложены на Посьет или Ольгу, а владивостокцы бы нынче жили в заштатном городишке, пусть и со звучным именем...

В поисках удобной гавани Прежде чем Владивосток стал форпостом России на Тихом океане, в качестве главного центра-порта в регионе был Охотск, который русские первопроходцы основали в 1665 г. Однако его расположение было неудобно для мореплавателей, и порт был перенесен в Аян. Потом был Петропавловск-Камчатский, Николаевск-на-Амуре...

Пост Владивосток был основан 2 июля (20 июня по ст. стилю) 1860 г. Но на карте первопроходцев он появился годом раньше, когда наши моряки на пароходо-корвете «Америка», где держал флаг генерал-губернатор Восточной Сибири граф Николай Муравьев-Амурский, исследовали побережье Южно-Уссурийского края. В ходе этого плавания мореходы открыли и впервые нанесли на карту ряд знаковых для нас названий в заливе Петра Великого. Тогда же они зашли в незнакомую удобную бухту. Встав на рейде и оценив ее достоинства, русские моряки сделали историческую запись на карте: «порт Владивосток» (что значит «владеть Востоком»).

По поводу выбранного места под военный пост на берегу Золотого Рога Муравьев-Амурский в своем рапорте констатировал: «По своему географическому положению Владивосток должен стать главной базой в южном Приморье, а побережье залива Петра Великого и прилегающие к нему земли могут послужить местом для заселения переселенцев».

Заметим, что строительство военных постов в южных гаванях, и как можно быстрее, диктовалось тогда в первую очередь военно-политическими соображениями, т.к. была опасность захвата побережья англо-французским десантом. И это прекрасно понимал генерал-губернатор Восточной Сибири, предпринимая огромные усилия, чтобы предотвратить вторжение.

Уже на следующий год после основания поста Владивосток был объявлен портом, и здесь было введено порто-франко (право беспошлинной торговли заграничными товарами), что способствовало развитию торговли. Значение Владивостока как морского порта было быстро оценено иностранцами, которые организовали здесь торговлю различным товаром. Правда, он часто не соответствовал качеству, т.к. приобретался, как правило, на распродажах бракованных изделий в Шанхае и Сан-Франциско.

В 1872 г. из Николаевска-на-Амуре во Владивосток перебазируется управление главного командира портов Восточного океана и Сибирская военная флотилия вместе с госпиталем, мастерскими и корабельным составом: 15 кораблей и судов и около 10 баркасов, барж и ботов. В порту царит оживление: военный люд начинает обустраивать свой быт, на заработки потянулись новые партии китайцев и корейцев. Потирают руки иностранные купцы и торговцы.

В 1875 г. Владивосток переводится на городовое положение, а в 1880 г. возведен в ранг города, хотя по-прежнему представлял из себя захолустное поселение. Тогда правительство также не очень раскошеливалось на нужды города.

Весной 1880 г. произошло знаменательное событие: была открыта регулярная морская линия Одесса - Владивосток судов Добровольного флота. 12 апреля в бухту Золотой Рог прибыл первый пароход «Москва» с грузом различных продуктов и товаров. По замыслу, эта линия должна была обеспечивать напрямую дальневосточное население товарами из Индии и Китая без посредничества заморских торговцев. А также дать отечественным товарам широкий доступ на азиатские рынки и освободить окраину России от засилия иностранных товаров.

Как Владивосток едва не утратил роль главного порта Владивосток вполне мог и не иметь того значения, которое он приобрел. Дело в том, что генерал-губернатор Восточной Сибири граф Муравьев-Амурский первоначально (после Николаевска-на-Амуре) склонялся к мысли заложить новый город и главный порт на Тихом океане в заливе Посьета, где основал пост новгородский капитан Черкавский со своими солдатами. Владивостоку же придавалась второстепенная роль, куда и был сослан любивший выпить прапорщик Комаров с командой под стать ему. По свидетельствам, это были еще те ребята! Впрочем, как бы там ни было, свою историческую миссию эти люди выполнили: они положили начало Владивостоку.

Между тем, вопрос о том, где же, в конце концов, должен быть главный порт тихоокеанского побережья России, был открыт более полутора десятков лет (начиная с 1866 г.), что изрядно нервировало коммерсантов и обывателей Владивостока. Слухи о переносе главного порта в Посьет или в Ольгу то усиливались, то затихали. И пока этот вопрос оставался открытым, развитие Владивостока было парализовано.

Конец этой неопределенности положили лишь в июне 1886 г., когда прибывший во Владивосток морской министр Шестаков объявил: «Находятся еще люди, думающие о том, что мы будем двигаться еще и далее и будем переноситься куда-нибудь из Владивостока в другой пункт. Так могут думать только авантюристы. Мы дошли до конечного пункта, на этом пункте остановились и утвердились в нем твердо (...)». Кроме того, он заявил, что, наоборот, предполагается увеличить расходы на строительство порта и увеличение Тихоокеанской эскадры в течение 3 лет на 12 кораблей. А Доброфлот взял на себя обязательство обеспечивать сообщение между Владивостоком, Сахалином и северными портами. После этой речи горожане на радостях избрали Шестакова почетным гражданином города. Первым в его летописи. Так Владивосток остался главным портом России на Тихом океане. Строительство железной дороги еще больше усилило торгово-экономическую и военную роль Владивостока в регионе.

Считать Владивостоком город Дальний! 

На исходе ХIХ в. фортуна в лице царского правительства вновь стала отворачиваться от Владивостока и выбивать из под ног почву у коммерсантов и купцов, обжившихся на берегу Золотого Рога. Дело в том, что министр финансов Витте «пробил» строительство главного военного порта-крепости России на Тихом океане в Порт-Артуре, а также крупного коммерческого порта Дальний (южная оконечность Ляодунского полуострова, арендованного Россией у Китая в 1898 г.) для торговли с государствами Юго-Восточной Азии, который заменил бы Владивосток. После чего все финансовые потоки были перенацелены на обустройство нового детища царского правительства. При этом между Порт-Артуром и Дальним возникла нешуточная конкуренция за право быть наиболее финансируемым из госказны. Дальнему повезло больше. Это серьезно повлияло на настроения торгового люда во Владивостоке. Часть из них сменила свои приоритеты и двинула свой бизнес в Китай, где набирал обороты новый «национальный проект».

В печати разгорелась полемика: нужен России Дальний или все-таки это блажь? Так, к примеру, в статье «О лишнем городе Дальнем» редактор газеты «Дальний Восток» Виктор Панов незадолго до начала Русско-японской войны доказывал правительству, опираясь на мнение уважаемых людей: «...Положение пресловутого «всемирного» города Дальнего день ото дня становится все более щекотливым. Все более и более выясняется перед людьми даже наименее дальновидными, ...что город этот является не только «дальним», но, безусловно, вместе с тем и «лишним». Дальний - это мираж, который мерещился людям, не вникающим серьезно в истинное положение вещей на азиатском Востоке».

Грянула Русско-японская война 1904-1905 гг., и Россия потеряла и Порт-Артур, и Дальний. А вместе с ними и миллионы рублей золотом, вложенных в эти проекты. В 1908 г. тот же Панов в статье «Историческая ошибка» писал по сему поводу: «Коммерческие интересы Дальнего тотчас столкнулись с военно-морскими интересами Порт-Артура, и внутренняя борьба двух городов завершилась тем, что к моменту войны крепость, по недостатку ассигнований, оказалась необорудованной, а коммерческий порт, строившийся из золота, но не прикрытый этой крепостью, послужил неприятелю отличной базой для взятия Порт-Артура. Дальний оказался великолепным рычагом, с помощью которого японцы свергли с основания Порт-Артур. Южно-Маньчжурская железная дорога стала подспорьем японскому наступлению на русскую армию в Маньчжурии. Погибли две русские эскадры. Утрачена слава русских побед. Оторвана часть русской территории». 

Так, в силу сложившихся обстоятельств, Владивосток вновь стал главным портом России на Тихом океане.

Фото из открытых источников.


Исторические события:


Участники событий и другие указанные лица:

Тематические сайты: Водный транспорт, Государство, Импорт, История, Строительство, ремонт, архитектура, ландшафт, Торговля, дистрибуция, продажи, Экспорт
Сайты субъектов РФ: Камчатский край, Новгородская область, Приморский край, Сахалинская область, Хабаровский край
Сайты столиц субъектов РФ: Камчатский край - Петропавловск-Камчатский, Приморский край - Владивосток
Сайты федеральных округов РФ: Дальневосточный федеральный округ, Северо-Западный федеральный округ
Сайты стран: Великобритания, Индия, Китай, Корея Северная (КНДР), Корея Южная, Россия, Соединенные Штаты Америки, Украина, Франция, Япония
Сайты городов стран: Соединенные Штаты Америки - Сан-Франциско, Украина - Одесса
Сайты регионов мира: Азия Центральная, Азия Юго-Восточная, Азия Южная, Америка Северная, Европа Восточная, Европа Центральная
Сайты объединений стран: АТЭС - Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество, БРИКС (BRICS), Европейский союз, СНГ - Содружество независимых государств, ШОС - Шанхайская организация сотрудничества

Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 11221 публикация
Сайт: flot.com/news/dayinhistory/?ELEMENT_ID=1871&ysclid=lobtvom6m8571311576
Поделиться:

Интересно:

Развод родителей — угроза демографии.40% детей живут в неполных семьях
20.06.2025 18:42 Интервью, мнения
Развод родителей — угроза демографии.40% детей живут в неполных семьях
Психологическая травматизация детей при разводе родителей напрямую влияет на их желание вступать в брак и заводить детей в будущем. Это бомба замедленного действия для нашей демографии. И чем острее конфликт родителей, тем разрушительнее последствия для детей и всей нации.  С таким заявлением выступил Президент АНО «Национальная ассоциация исследователей синдрома индуцированного отчуждения семьи», священник, клинический психолог, педагог и адвокат Вячеслав Клюев на круглом столе, организованном Комиссией Общественной палаты Российской Федерации по демографии, защите семьи, детей и традиционных семейных ценностей. По данным ВЦИОМ в 2024 году Россия вышла на третье место в мире по числу разводов, а на десять новых бракосочетаний приходится порядка восьми расторжений брака. Таким образом, соотношение количества заключаемых браков и разводов достигло рекордно...
Москва открывает новые возможности для сотрудничества
20.06.2025 14:16 Новости
Москва открывает новые возможности для сотрудничества
В рамках Петербургского международного экономического форума состоялся Региональный консультативный форум «Деловой двадцатки» (B20). Мероприятия прошло под общим девизом председательства Южной Африки «Инклюзивный рост и процветание через глобальное сотрудничество». Среди участников – руководитель Департамента внешнеэкономических и международных связей г. Москвы (ДВМС) Сергей Черёмин, Посол МИД РФ по особым поручениям по вопросам «Группы двадцати», АТЭС и БЕП Марат Бердыев, Шерпа B20 South Africa Кас Кувадиаи другие официальные лица. Руководитель ДВМС отметил необходимость обмениваться лучшими практиками между городами в условиях глобальной урбанизации. В частности столица РФ может поделиться с другими городами множеством инновационных решений в различных областях. «Москва стала действительно инклюзивным городом, который позволяет обеспечить жителям практически равноценный и равноправный...
Карьерные стратегии поколений: как меняются приоритеты на рынке труда
20.06.2025 12:31 Аналитика
Карьерные стратегии поколений: как меняются приоритеты на рынке труда
Рекрутинговая компания Marksman провела исследование «Карьерные стратегии поколений». Эксперты выяснили, как как россияне разных возрастов строят профессиональные траектории. Анализ данных по городам-миллионникам и региональным центрам показал: поколение 40+ чаще выбирает смешанные форматы работы, миллениалы ставят на скорость карьерного роста, а молодые специалисты из регионов готовы к переездам, чтобы «прокачать» опыт. При этом столичные соискатели реже рискуют стабильностью, а региональные таланты превращают мобильность в главный козырь.  Работа в найме vs другие формы занятости Эксперты Marksman провели исследование предпочтений соискателей на основе анализа 6 700 резюме, опубликованных на платформе HH.ru в мае 2025 года. Данные показали, что несмотря на растущую популярность альтернативных форм занятости, традиционный найм остается наиболее востребованным форматом работы для...
Древнерусская изба: внутреннее устройство и предметы интерьера
20.06.2025 11:05 Аналитика
Древнерусская изба: внутреннее устройство и предметы интерьера
Чтобы детально реконструировать внутреннее убранство дома, нужно приложить немало усилий. Главным образом, помощь в этом нелегком деле могут оказать такие науки как этнография, иконография, а также разные археологические исследования, раскопки и даже некоторые письменные источники. Эти данные дают возможность примерно обозначить стандартные приёмы композиционных и конструктивных приемов, а также помогают выделить некоторые устойчивые черты интерьера жилого помещения древнерусской избы. Особенно яркие устоявшиеся черты можно назвать уже сейчас: материал, из которого чаще всего было изготовлено все убранство дома - дерево; жилое пространство в избах было ограниченным; примерно одинаковая планировка, за счет установки печи, а также вся остальная меблировка. Именно это, наряду со всеми вековыми традициями уклада, определяло однообразие внутреннего убранства дома восточнославянского мира...
226 лет назад была образована Российско-американская компания
20.06.2025 09:17 Аналитика
226 лет назад была образована Российско-американская компания
Под Высочайшим Его Императорского Величества покровительством Российская Американская компания - полугосударственная колониальная торговая компания, основанная Григорием Ивановичем Шелиховым и Николаем Петровичем Резановым и утверждённая указом императора Павла I 8 (19) июля 1799 года. После продажи Аляски США в 1867 году формально прекратила свою деятельность, но фактически существовала до 1881 года и выплачивала дивиденды до 1888 года. История названия Торгово-промысловое предприятие было создано 19 (30) июля 1797 года в Иркутске путём объединения Северо-восточной американской, Северной и Курильской компаний Натальи Алексеевны Шелиховой и Ивана Илларионовича Голикова с компанией иркутских купцов во главе с Николаем Прокофьевичем Мыльниковым. 3 (14) августа 1798 года в Иркутске подписан акт, подтверждавший «предварительное соединение» двух компаний под названием Соединённая...